Выбери любимый жанр

Выбрать книгу по жанру

Фантастика и фэнтези

Детективы и триллеры

Проза

Любовные романы

Приключения

Детские

Поэзия и драматургия

Старинная литература

Научно-образовательная

Компьютеры и интернет

Справочная литература

Документальная литература

Религия и духовность

Юмор

Дом и семья

Деловая литература

Жанр не определен

Техника

Прочее

Драматургия

Фольклор

Военное дело

Последние комментарии
оксана2018-11-27
Вообще, я больше люблю новинки литератур
К книге
Professor2018-11-27
Очень понравилась книга. Рекомендую!
К книге
Vera.Li2016-02-21
Миленько и простенько, без всяких интриг
К книге
ст.ст.2018-05-15
 И что это было?
К книге
Наталья222018-11-27
Сюжет захватывающий. Все-таки читать кни
К книге

Танковый удар
Советские танки в боях. 1942—1943 - Исаев Алексей Михайлович - Страница 1


1
Изменить размер шрифта:

ТАНКОВЫЙ УДАР

Советские танки в боях

1942—1943

От составителя

Конец 1942 года обозначил окончательный перелом в боевых действиях на Восточном фронте. Немцы и их союзники потерпели поражение на только под Сталинградом — они были остановлены и отброшены на Кавказе, разгромлены на Среднем Дону, под Воронежем и Ворошиловградом. Даже спешная переброска на Восток свежих соединений (в том числе только что сформированного элитного танкового корпуса СС) не смогла предотвратить падение Харькова.

И всюду в первых рядах наступающих войск шли танки. Зима 1942/43 года продемонстрировала не только возросшую боевую мощь советских бронетанковых войск, но и их новые возможности. В отличие от зимы 1941/42 года, когда основным средством глубоких операций являлись конные и конно-механизированные соединения, теперь в глубокий прорыв входили именно танковые и механизированные корпуса. Именно они перехватывали коммуникации противника, замыкали кольцо окружения, громили вражеские тылы и вставали на путях отхода.

К сожалению, и в конце 1942 года советским подвижным войскам крайне не хватало автотранспорта. Укомплектованность танковых корпусов колесным транспортом даже перед началом операции в среднем составляла 70 %, а иногда и меньше. Отсутствие достаточного количества автомобилей уменьшало автономность танковых соединений, а самое главное — не позволяло сопровождать подвижные части нужным количеством моторизованной пехоты.

В качестве транспортного средства для пехоты приходилось использовать сами танки — кстати, этим отчасти объяснялось стремление к выпуску максимального количества единиц бронетехники при заведомом снижении ее качества.

Поэтому танковые корпуса оказались слабо приспособлены к обороне, они могли совершать успешные прорывы и дальние рейды, но не имели возможности установить прочный контроль над захваченной территорией, либо даже просто над ключевыми пунктами. В этом отношении наиболее обидным стал случай с 24-м танковым корпусом, захватившим узел снабжения и крупную авиабазу в Тацинской — но так и не сумевшим ее удержать.

Настоящий сборник посвящен действиям советских танковых войск с осени 1942 по весну — лето 1943 года. Мы сознательно отказались от рассмотрения подробностей Сталинградской битвы, заострив внимание на менее известных наступательных операциях — эпизодах битвы за Кавказ, наступлении советских войск на Среднем Дону в декабре 1942 года (операция «Малый Сатурн»), действиям 3-й танковой армии в операции «Звезда» в феврале 1943 года и действиям 2-й танковой армии в ходе наступления Центрального фронта северо-восточнее Курска феврале-марте.

Нетрудно заметить, что из всех рассмотренных операций полного успеха удалось добиться лишь в операции «Малый Сатурн». Отчасти это было обусловлено боевыми качествами основного противника на этом участке фронта — румынских и итальянских войск; отчасти объяснялось кратковременностью и небольшой глубиной операции. Кстати, последнее стало вынужденным шагом — изначально «Сатурн» планировался с гораздо большим размахом, однако удар на Ростов в последний момент был Отменен Ставкой, помнившей печальный опыт предыдущей зимы, когда неумение верно оценить свои возможности и стремление любой ценой продвинуться как можно дальше приводило лишь к неудачам и ненужным потерям.

В начале 1943 года все это повторилось вновь — в Донбассе, под Харьковом и под Севском. Но успехи германской армии оказались лишь тенью прошлых побед. Начинался новый этап войны — в котором основную роль предстояло играть советским танковым войскам…

Редакция благодарит участников военно-исторического интернет-форума «ВИФ-2НЕ» (http://www.vif2ne.ru), а также форума интернет-сайта «РККА. 1918–1945» (http://www.rkka.ru) и лично Евгения Дрига за помощь в подготовке этого сборника.

Владислав Гончаров

Алексей Исаев

«СТАЛИНГРАД» ПОД МОЗДОКОМ

Танковые войска Северо-Кавказского фронта против III танкового корпуса Э. фон Макензена (октябрь — ноябрь 1942 года)

Моздок, Грозный, Гудермес — сегодня названия этих городов прочно связаны с танцующими воинственный «зикр» бородатыми чеченскими боевиками, солдатами в банданах с «Калашниковыми» на броне БТРов, «вертушками», блокпостами и другими атрибутами очередной кавказской войны.

Однако шесть с половиной десятилетий назад в тех же местах шли бои с куда более грозным противником — танковыми корпусами вермахта, рвавшимися к кавказской нефти. На Северном Кавказе гремели бои, оставшиеся в истории как Малгобекская и Нальчикская оборонительные операции.

Временные рамки Нальчикской оборонительной операции ограничиваются двумя с половиной неделями, с 25 октября по 12 ноября 1942 года. Завершив оборонительные бои в районе Малгобека, войска Северной группы по указанию Ставки Верховного Главнокомандования начали подготовку наступательной операции с целью перехвата инициативы у противника. Операцию планировалось провести силами 9-й армии, 10-го гвардейского стрелкового корпуса (подчинявшегося командованию Закавказского фронта), 9-го стрелкового корпуса 44-й армии и 4-го гвардейского кавалерийского корпуса с целью уничтожения группировки противника, прорвавшейся на правый берег реки Терек в районе Малгобек, Эльхотово, Майское.

В ходе подготовки наступления Северная группа войск Закавказского фронта во второй половине октября сумела создать весомое превосходство в силах над противником. По количеству батальонов советские войска превосходили противника почти в 4 раза, по орудиям — в 2 раза, по минометам — в 9 раз. Однако количественное превосходство не компенсировало меньшей подвижности советских войск. В составе Северной группы не было ни одного соединения, сравнимого с III танковыми корпусом Э. фон Маккензена. Основную массу советских войск составляла пехота, имевшая в качестве средства непосредственной поддержки несколько танковых бригад. Маневренными возможностями танковых корпусов Вермахта они не обладали, поскольку танковые бригады не имели своей гаубичной артиллерии, а гаубичная артиллерия стрелковых дивизий буксировалась в лучшем случае сельскохозяйственными тракторами, а в худшем — шестерками лошадей.

Срок готовности войск к наступлению был определен Ставкой на 3 ноября. Однако немцы упредили советский контрудар и сами перешли в наступление на нальчикском направлении 25 октября 1942 года. После неудачных попыток прорваться к грозненскому нефтяному району с малгобекского плацдарма целью немецкого командования был прорыв обороны 37-й армии Северной группы. Ударом на Нальчик и Владикавказ оно предполагало прорваться к Грозному по долине реки Сунжа и по Военно-грузинской дороге на Тбилиси. Для этой цели противник сосредоточил против 37-й армии ударную группировку в составе двух танковых и одной горнострелковой дивизий.

Нальчикская оборонительная операция, 25 октября — 12 ноября 1942 г.

Поначалу немцам сопутствовал успех, им удалось нащупать слабое место в построении советских войск. Главные силы Северной группы к началу операции находились на грозненском и владикавказском направлениях, а на нальчикском направлении, где и был нанесен удар, оборонялась слабая 37-я армия, к тому же не имевшая резервов. Вследствие этого противнику удалось на участке прорыва создать тройное превосходство по пехоте, одиннадцатикратное — по количеству орудий, десятикратное — по минометам. Танков 37-я армия не имела совершенно.

Немецкое наступление началось 25 октября с мощного авиационного удара по боевым порядкам 295-й стрелковой дивизии и командным пунктам дивизии и 37-й армии, в результате которого был разбит командный пункт армии и разрушен узел связи. Прорыв полосы обороны 295-й стрелковой дивизии был осуществлен 23-й танковой дивизией III танкового корпуса, наносившей удар в направлении Нальчика. Помимо этого, 26 октября последовал второй удар III корпуса, нанесенный силами 13-й танковой дивизии. Он пришелся по 626-му стрелковому полку 151-й стрелковой дивизии.